Конституция, сексуальная автономия и «ЛГБТ-пропаганда»: режим (не)совместимости?

Аналитический доклад, препарирующий новый запрет о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений

Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом «Автономная некоммерческая организация “Институт права и публичной политики”» либо касается деятельности иностранного агента «Автономная некоммерческая организация “Институт права и публичной политики”».

Отношение Российского государства к гомосексуальности достаточно своеобразное и противоречивое. Несмотря на устоявшийся образ России прошлого как оплота традиционализма, гомосексуальные отношения не наказывались государством вплоть до 1706 года, когда была введена смертная казнь «за содомию», касающаяся исключительно солдат. Новое ужесточение было введено лишь в 1832 году при Николае I: «уличённые в преступлении мужеложства» подлежали лишению всех прав, их наказывали плетью и отправляли в ссылку. Русская революция 1917 года внесла свои коррективы и сделала на короткое время Россию одним из самых «сексуально раскрепощённых» государств. Правда, впоследствии советское законодательство ввело уголовное наказание за гомосексуальность. Декриминализация однополых отношений произошла только в 1993-м году.

С 1993 года прошло практически 29 лет, была принята новая Конституция, появился Конституционный Суд, а разговоры о необходимости государственной стигматизации сексуальных меньшинств, их любого публичного упоминания и проявления продолжаются с незавидной регулярностью. В некоторых случаях даже предлагается и криминализация всего того, что связано с пропагандой «нетрадиционных сексуальных отношений». Примечательно, что после введения административной ответственности за «пропаганду» среди несовершеннолетних в 2013 году почти все инициативы, которые предлагали распространить ответственность на более широкую публичную сферу, неизбежно тонули в рутине парламентской бюрократии. Ситуация изменилась только в 2022 году. Так, в Государственную Думу был внесён ряд законодательных изменений в отношении «ЛГБТ-пропаганды» — Законопроект № 217471-8 и Законопроект № 217472-8. Принятые впоследствии изменения коснулись большого круга законов — законов об информации, информационных технологиях и защите информации, СМИ, кинематографе, рекламе, законов о защите прав детей и даже о защите прав потребителей. За нарушение новых запретов вводится административная ответственность. Неопределённость формулировок позволяет запрещать практически любую информацию, которая касается существования сексуальных меньшинств, ЛГБТ-тематики; под запрет подпадает даже демонстрация однополых отношений.

Говоря об очередной попытке запретить и стигматизировать вопрос сексуальной ориентации, нужно понимать следующую очень важную вещь: данные ограничения вводятся при действующей Конституции 1993 года, которая в первых двух главах устанавливает жёсткие пределы подобным инициативам. В нашем докладе мы задались вопросом о том, насколько очередной запрет «ЛГБТ-пропаганды» соответствует Конституции, конституционным целям, а также правовым позициям Конституционного Суда. Доклад состоит из двух частей: первая затрагивает оценку запрета «ЛГБТ-пропаганды» с точки зрения Конституции 1993 года и её норм, а вторая содержит обзор и анализ практики Конституционного Суда.

Подробнее в нашем новом большом материале.

«Международное движение ЛГБТ» было признано решением Верховного Суда на территории РФ экстремистским. В связи с этим доклад, который мы опубликовали задолго до названого решения, временно скрыт в целях дополнительной проверки содержания на предмет соответствия российскому законодательству.

Оглавление

Конституция и запрет «лгбт-пропаганды»: проблемы соотношения
  • Российская Федерация — демократическое правовое государство
  • Установление общеобязательной системы взглядов — идеологии
  • Законом устанавливается аксиома, что люди, распространяющие информацию по ЛГБТ+ тематике, нарушают права и свободы других лиц
  • Законом устанавливается приоритет «традиций» над правами человека
  • Законом устанавливается неравенство прав и свобод человека и гражданина
  • Право на достоинство личности перестаёт распространяться на представителей ЛГБТ+ сообщества
  • Закон позволяет собирать, распространять и хранить информацию о частной жизни лица без его согласия
  • Закон позволяет нарушать презумпцию невиновности
  • Закон лишает граждан и организации права выражать мнение по проблемным вопросам, в том числе в целях самозащиты
  • Вводимые законом ограничения умаляют свободу деятельности общественных объединений, создаваемых ЛГБТ+ сообществом
  • Принятие закона станет препятствием для проведения публичных акций представителями ЛГБТ+ сообщества
  • Несоразмерное ограничение конституционных прав и свобод
Конституционный суд и вопросы сексуальной ориентации, индивидуальной автономии и «лгбт-пропаганды»: всё переплетено?
  • Определение от 16 ноября 2006 года № 496-О
  • Определение от 19 января 2010 года № 151-О-О
  • Определение от 24 октября 2013 года № 1718-О
  • Постановление от 23 сентября 2014 года № 24-П
  • Определение от 27 октября 2015 года № 2534-О-Р
  • Заключение от 16 марта 2020 года № 1-З
  • Вывод: о чём нам говорят позиции Конституционного Суда

Выводы


О докладе

Библиографическое описание:
Конституция, сексуальная автономия и «ЛГБТ-пропаганда»: режим (не)совместимости? Москва : Институт права и публичной политики, 2023.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Конституция, сексуальная автономия и “ЛГБТ-пропаганда”: режим (не)совместимости?» созданное автором по имени Институт права и публичной политики, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Основано на произведении с reports.ilpp.ru/lgbt/.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице ilpp.ru.

© Институт права и публичной политики, 2023