Введение

Российское законодательство по ряду причин ограничивает доступ ко множеству видов информации, к которым, например, относятся десятки охраняемых законом тайн (государственная и коммерческая тайны, тайна следствия и т. д.)1См.: Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа (материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93980/ (дата обращения: 26.09.2021).. Существует и такая неоднозначная категория информации с ограниченным доступом, как «служебная информация ограниченного распространения» (информация с пометкой «Для служебного пользования»).

Конституция России недвусмысленно указывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (часть 3 статьи 55), и однозначно запрещает применять неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (часть 3 статьи 15). В то же время в качестве одного из прав человека Конституция закрепляет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (часть 4 статьи 29 Конституции). Вместе с тем категория служебной информации ограниченного распространения введена в российское законодательство постановлением Правительства РФ2Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (ред. от 6 августа 2020 года)., и именно Правительством регулируется порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения. Федеральный закон о служебной информации ограниченного распространения отсутствует. Документы с пометкой «Для служебного пользования» не публикуются, но на практике, несмотря на прямой конституционный запрет, ими регулируется большое количество вопросов, влияющих на права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации. Иногда власти даже путают пометку «Для служебного пользования», называя её «грифом», с государственной тайной и грифами «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Данный доклад содержит три раздела. Первый раздел посвящён анализу правового режима служебной информации ограниченного распространения. Во втором разделе раскрывается, как применение пометки «Для служебного пользования», порядок проставления которой регулируется подзаконным актом, стало ограничением конституционного права на доступ к информации и в целом способствовало тенденции к нарастанию закрытости государства. Третий раздел фокусирует внимание, не претендуя на исчерпывающий характер, на анализе отдельных проблем, возникающих в связи с отнесением информации к категории «для служебного пользования». В приложении к докладу содержится информация о том, как этот вопрос урегулирован в Великобритании, Германии, Италии и Франции.