Подводя итог: что ещё, кроме ЕСПЧ, нам дало членство в Совете Европы. Подборка общеизвестных проектов и мониторинговых мероприятий

Global Look Press/Caro/Schwarz

1 – Мониторинг имплементации стандартов Совета Европы на национальном уровне и предоставление рекомендаций через различные инструменты организации

Работа различных комиссий и комитетов позволяла России на регулярной основе получать независимое мнение о том, как совершенствуется система прав человека в стране в самых различных сферах общественной и политической жизни, встречать рекомендации, а вместе с ними – искать пути для дискуссий, переоценки и развития.

  • Предупреждение пыток

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) за время своего мандата осуществил 8 периодических и 22 ad hoc визита в Россию.

ЕКПП уполномочен посещать места заключения для ознакомления с условиями содержания лишённых свободы лиц и обращения ними (тюрьмы, учреждения для несовершеннолетних, полицейские участки, центры содержания нелегальных иммигрантов, психиатрические больницы и дома для престарелых и инвалидов). Делегации ЕКПП имели неограниченный доступ к местам лишения свободы и право неограниченного передвижения внутри них. Они беседуют с лицами, лишёнными свободы, наедине и свободно вступают в контакт с любым лицом, которое может предоставить информацию.

После каждого посещения ЕКПП составляет доклад, который направляется соответствующей стране. Доклад включает в себя выводы и рекомендации ЕКПП, комментарии и запросы информации. ЕКПП также направляет стране запрос на подробный ответ на поднятые в докладе вопросы. Подобные доклады и ответы формируют часть непрерывного диалога ЕКПП со странами.

За время участия России в Совете Европы было принято 26 докладов ЕКПП, 4 из которых были опубликованы.

  • Борьба с расизмом

Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН) является независимым контрольным органом, консультирующим государства — члены Совете Европы в решении проблем, порождаемых в их странах расизмом и нетерпимостью. За время членства России в Совете Европы ЕКРН приняла пять докладов, затрагивающих самые разные вопросы нетерпимости и дискриминации.

  • Охрана социальных прав

До исключения из Совета Европы Россия являлась участницей пересмотренной Европейской социальной хартии – конвенции Совета Европы, гарантирующей социальные и экономические права человека. Европейский комитет по социальным правам следит за соблюдением государствами обязательств, принятых ими в рамках Европейской социальной хартии, Дополнительного протокола 1988 года и недавно пересмотренной Европейской социальной хартии.

За время своего членства в Совете Европы Россия прошла через 10 циклов докладов об имплементации ратифицированных положений Европейской социальной хартии.

  • Защита меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств содержит механизм мониторинга её реализации. Консультативный комитет вырабатывает рекомендации по совершенствованию защиты меньшинств. За время своего участия в Рамочной конвенции Россия прошла через пять циклов докладов.

  • Борьба с коррупцией

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) следит за соблюдением антикоррупционных стандартов Совета Европы странами-членами. Цель ГРЕКО — содействовать странам в борьбе против коррупции. За время участия в ГРЕКО Россия прошла четыре цикла оценки.

  • Борьба с отмыванием капиталов

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ) проводит оценку эффективности национальных мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в государствах — членах Совета Европы, не входящих в международную Целевую группу по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). Государства — члены Совета Европы, входящие в МАНИВЭЛ и впоследствии вступающие в ФАТФ, могут сохранять за собой полноправное членство в МАНИВЭЛ. Государства-кандидаты и другие страны, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение с соблюдением определённых условий.

Конференция Сторон, учреждённая в соответствии с Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (No. 198) занимается мониторингом её реализации Сторонами.

  • Демократия через право

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) — консультативный орган, играющий первостепенную роль в выработке конституций, соответствующих стандартам европейского наследия в этой сфере.

Всего в отношении России Венецианская комиссия приняла 23 заключения, дав в разное время свою оценку Конституции РФ и её поправкам, проекту Конституции Чеченской Республики, поправкам в законодательство о выборах, закону о прокуратуре, проекту закона о Парламенте Чеченской Республики, поправкам в законодательство об обороне, закону о политических партиях, о публичных мероприятиях, об иностранных агентах, о ФСБ, о борьбе с экстремизмом, о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, о нежелательных организациях и пр.

  • Борьба с торговлей людьми

Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА) следит за выполнением Конвенции о противодействии торговле людьми и регулярно публикует доклады на эти темы.

  • Правосудие

Eвропейская комиссия по эффективности правосудия (СЕПЕЖ) занимается оценкой эффективности и функционирования юстиции в странах-членах.

Консультативный совет Европейских прокуроров (КСЕП) — консультативный орган Комитета министров, который готовит заключения, следит за выполнением Рекомендации Rec(2000)19 и собирает информацию о деятельности прокурорских служб в Европе.

Хочу посмотреть, в каких ещё соглашениях принимала участие Россия и какие из них действовали до момента исключения РФ из СЕ

А о выходе России из различных договоров после исключения из Совета Европы, можно прочитать у одного из авторов этого доклада.

2 – Проекты, реализованные Советом Европы в России

  • Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений в Российской Федерации

Cовместный проект Европейского Союза и Совета Европы, который был реализован в тесном сотрудничестве с государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ. Проект был призван внести вклад в создание полноценной апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции в России.

Основные мероприятия проекта включали анализ законодательства с точки зрения европейских стандартов; подготовку рекомендаций о внесении поправок в отношении кассации и надзора; разработку методики обучения по вопросам применения нового порядка апелляции; организацию учебно-практических семинаров по реформе системы апелляции; оценку изменений в законодательстве и проведение реформы системы апелляции.

Завершён в 2013 году.

  • Усиление возможностей адвокатов и правозащитников по применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии

Cовместный проект Совета Европы и Европейского Союза был направлен на развитие и укрепление навыков, знаний и умений адвокатов и правозащитников по применению основных конвенций СЕ, регулирующих права человека и их защиту. В частности, проект ставил своей задачей научить адвокатов и правозащитников эффективно использовать принципы и стандарты, закреплённые Конвенцией и Хартией, в своей ежедневной практике при представлении интересов клиентов и других заинтересованных лиц в государственных органах, национальных судах, а также в Европейском Суде по правам человека.

Проект начался в январе 2013 года и был завершён в середине 2015 года.

  • Совместный проект «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» – ПРЕКОП РФ

ПРЕКОП РФ являлся совместным проектом Европейского союза и Совета Европы, который был реализован в сотрудничестве с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

В рамках совместного проекта оказывалось содействие в имплементации механизмов предотвращения коррупционных практик в отношении предпринимательского сообщества в Российской Федерации. Проект был направлен на укрепление потенциала института уполномоченных по защите прав предпринимателей и других органов, задействованных в работе по защите прав предпринимателей в России от коррупции.

Проект завершился в 2015 году.

  • Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне – ПРЕКОП II

Проект ПРЕКОП II уделил пристальное внимание проблемам коррупции на муниципальном уровне в отдельных регионах Российской Федерации, поскольку именно на муниципальном уровне малые и средние предприятия сталкиваются с наибольшим числом различных административных барьеров и коррупционных практик.

Основная деятельность проекта была сфокусирована на решении ключевых вопросов по таким проблемам, как основные типологии коррупционных практик, затрагивающих бизнес; осуществление закупок и оказание услуг на муниципальном уровне; государственный и муниципальный контроль и надзор над предприятиями; правовое регулирование предпринимательской деятельности на муниципальном уровне.

Кроме того, проект ПРЕКОП II был нацелен на создание механизма, с помощью которого предприниматели смогут сообщать на условиях конфиденциальности (анонимности) о коррупции через институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Основными бенефициарами проекта ПРЕКОП II были аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и аппараты региональных бизнес-омбудсменов.

Проект осуществлялся Отделом по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с экономическими преступлениями Совета Европы при финансовой поддержке государств — членов Совета Европы — Великобритании, Люксембурга и Норвегии.

  • Проект «HELP in Russia»

Цель проекта заключалась в оказании поддержки Российской Федерации в реализации и применении принципов и стандартов, установленных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартией, на национальном уровне.

Проект осуществлялся посредством организации и проведения мероприятий для практикующих юристов, в частности судей, прокуроров, адвокатов и деятелей юридической науки. Он разрабатывался на основе и в рамках Европейской программы обучения в области прав человека для представителей юридических профессий (Программа HELP), которая охватывала институты и учреждения по повышению квалификации юристов во всех странах Совета Европы. В основном в задачи Проекта входили организация учебных тренингов и разработка учебных курсов для использования образовательными учреждениями по повышению квалификация судей, прокуроров и адвокатов.

  • Российские ОНК – новое поколение

Совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по правам человека Совета Европы при финансировании Трастового фонда Совета Европы «Права человека» и российского банка ВТБ24.

Общая цель проекта состояла в укреплении общественного контроля над соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в Российской Федерации с целью сокращения случаев жестокого обращения. В результате деятельности проекта ожидалось улучшение исполнения рекомендаций Европейского комитета по предотвращению пыток и сокращение количества дел, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека, в отношении условий принудительного содержания в Российской Федерации.

  • Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017–2022 годы

Совет Европы, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Российской Федерации при финансовой поддержке Европейского союза реализовали проект, направленный на развитие навыков и знаний в двух областях Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин: 1) предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин и 2) расширение участия женщин в общественно-политической жизни.

Основная задача проекта – способствовать повышению знаний и практических навыков представителей уполномоченных органов власти и институтов в целях улучшения положения женщин и эффективной борьбы с насилием в отношении них. Проект оказывал содействие в реализации вышеназванных направлений Стратегии, а также международных обязательств, принятых Российской Федераций, предусмотренных инструментами Совета Европы и другими международными инструментами.

  • Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищённым категориям граждан

Проект был направлен на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищённых групп населения в Российской Федерации путём совершенствования реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Основными целями проекта были: (1) улучшение доступа к бесплатной юридической помощи и защита гражданских прав для людей с низким уровнем доходов, для лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями или психическими заболеваниями, для лиц, лишённых дееспособности, и их опекунов, детей-сирот и их опекунов и детей, находящихся в государственных учреждениях; (2) повышение эффективности государственного финансирования юридических услуг и других форм бесплатной юридической помощи и, как результат, рост числа обращений за бесплатными юридическими услугами среди социально незащищённых и уязвимых групп населения для защиты их гражданских прав.

Проект был завершён в 2017 году.

  • «HELP в Российской Федерации (образование в области прав человека для представителей юридических профессий)» этап II:

Является продолжением проекта «HELP in Russia». Цели проекта: повышение осведомлённости российских представителей юридических специальностей о существовании и возможном эффективном использовании международных средств правовой защиты; способствование укреплению потенциала российских юристов в борьбе с торговлей людьми и домашним насилием; эффективное осуществление и обеспечение соблюдения правовых гарантий против домашнего насилия и торговли людьми в свете конвенций Совета Европы.

  • «HELP в Российской Федерации (образование в области прав человека для представителей юридических профессий)» этап III:

Третий этап проект HELP является продолжением проектов HELP, реализовывавшихся в России в 2015-2019 годах (I и II этап), и основан на их достижениях.

В рамках программы HELP разработано 35 курсов, 12 из которых переведены на русский язык и адаптированы к особенностям российского законодательства. В России сформирован пул из 130 сертифицированных тренеров HELP. В основном тренинги были ориентированы на судей, прокуроров, следователей и других представителей российских государственных и правоохранительных органов.

С учётом текущей ситуации, а также потребностей заинтересованных сторон, в рамках проекта была продолжена работа по адаптации курсов HELP к особенностям национального законодательства, при этом упор в данном этапе проекта был сделан на следующие темы: запрет жестокого обращения и права заключённых, включая ситуации исчерпания внутригосударственных средств защиты в случаях предполагаемого нарушения условий содержания под стражей, право на свободу и безопасность, международное сотрудничество по уголовно-правовым вопросам, право на справедливое судебное разбирательство, эффективное расследование, длительность судебного процесса, аргументация судебных решений, процессуальные гарантии в уголовном судопроизводстве и права потерпевших.